28.02.2025 16:22
Аналитика.
Просмотров всего: 9044; сегодня: 22.

На пути к созданию танка Победы – «Т-34»

На пути к созданию танка Победы – «Т-34»

История танка Победы началась в 1937 г. в Харькове на заводе № 183 Народного комиссариата оборонной промышленности СССР. Бывший Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ) располагал опытными рабочими, инженерными и конструкторскими кадрами. ХПЗ имел богатый опыт конструирования и строительства танков. На заводе строили и совершенствовали не только колесно-гусеничные танки БТ (быстроходный танк), но и тяжелые пятибашенные Т-35, развивали производство дизельных моторов. Именно на ХПЗ был создан танковый дизель В-2, которым оснащались «тридцатьчетвёрки».

Исключительная роль в создании танка Т-34 принадлежит Михаилу Ильичу Кошкину. Он родился 3 декабря (21 ноября ст.ст.) 1898 г. в деревне Брынчаги, ныне входящей в Переславль-Залесский муниципальный округ Ярославской области. Семья небогатая, отец погиб в 1904 г. и работать Миша стал с 11 лет на различных московских кондитерских фабриках. В 1917 г. его призвали в армию, он успел поучаствовать в боях на Юго-Западном фронте, был ранен, а после излечения демобилизован.

С апреля 1918 г. М.И. Кошкин добровольно служил в Красной армии, в 1919 г. вступил в РКП(б), был политработником. С 1921 г. по 1924 г. обучался в Москве на партийном отделении Коммунистического университета имени Я.М. Свердлова. Дальше – Вятка (ныне – г. Киров), где, учитывая его рабочий опыт, он назначен сначала помощником заведующего, а вскоре и заведующим кондитерской фабрикой, в 1925–1929 гг. – на партийной работе, последняя должность – заведующий агитационно-пропагандистским отделом губкома ВКП(б).

Как «парттысячник» в 1929 г. Михаил Ильич поступил в Ленинградский технологический институт, откуда перевелся на факультет машино-двигателей Ленинградского машиностроительного института. Дипломный проект он защитил на «отлично» в 1934 г. Началась карьера инженера-конструктора. Опытный завод Спецмаштреста Наркомтяжпрома СССР в Ленинграде, незадолго до этого преобразованный из Опытного конструкторско-механического отдела (ОКМО) машиностроительного завода № 174 имени К.Е. Ворошилова, строил танки Т-26, разрабатывал серийную бронетехнику и новые образцы танков и самоходных артиллерийских установок.

М.И. Кошкин принимает участие во многих новых проектах завода, через полгода становится заместителем начальника конструкторского отдела. Основное внимание он уделяет созданию гусеничных машин. Он делал это столь успешно, что в апреле 1936 г. его наградили орденом Красной Звезды.

25 декабря 1936 г. Михаила Ильича назначили начальником конструкторского бюро на Харьковский паровозостроительный завод имени Коминтерна, буквально через несколько дней ставший заводом № 183. К концу 1936 г. на ХПЗ сложилась не самая простая ситуация. Имели место массовые отказы коробок передач серийных танков БТ-7 при эксплуатации в войсках.

Перед молодым и перспективным ленинградским конструктором была поставлена задача – быстро исправить выявившиеся недостатки и модернизировать БТ-7, оснастив его дизельным мотором. Приоритет, впрочем, принадлежал новым конструкциям колесно-гусеничных танков – на этом настаивало Автобронетанковое управление РККА, анализируя свежий опыт применения танков в войне в Испании.

К осени 1937 г. небольшой коллектив КБ под руководством М.И. Кошкина сумел создать эскизный проект нового танка БТ-ИС. Главными помощниками М.И. Кошкина были молодые конструкторы А.А. Морозов и Н.А. Кучеренко. К весне 1938 г. конструкторским бюро такой проект танка с заводским индексом «А-20» был подготовлен. Это явилось этапом к созданию проекта чисто гусеничного танка, очень похожего на колесно-гусеничный. В декабре 1938 г. на заседании Главного Военного Совета РККА оба варианта танка получили поддержку.

Под эту большую работу численность танкового КБ завода № 183 была резко увеличена, Кошкина назначили главным конструктором. В начале лета 1939 г. оба танка – колесно-гусеничный А-20 и гусеничный А-32 были построены. Вскоре состоялись полигонные испытания машин, затем они были показаны руководству страны в подмосковной Кубинке. Оказалось, что конструкция танка А-32 позволяет увеличить его броневую защиту до 45 мм. С такой броней новой машине, получившей заводской индекс «А-34», были не страшны самые распространенные у вероятных противников 37-мм противотанковые пушки. Работа по разработке 24-тонного образца еще продолжалась, а 19 декабря 1939 г. решением Комитета обороны при СНК СССР именно такой танк Т-34 был принят на вооружение Красной армии. Хотя работа конструкторов по его совершенствованию продолжалась, советские танкостроители праздновали победу.

30 марта 1940 г. два опытных образца Т-34, совершив пробег из Харькова в Москву и успешно пройдя обстрел из 37-мм и 45-мм пушек, выкатились на кремлевскую брусчатку. Машины получили полное одобрение высшего руководства страны, в том числе И.В. Сталина. Танк Т-34 начал свою долгую и славную жизнь.

А вот его главный конструктор на обратном пути из Москвы угодил в реку, простыл и тяжело заболел, хотя изо всех сил старался участвовать в налаживании на заводе серийного производства Т-34. 26 сентября 1940 г. Михаил Ильич Кошкин скончался.

В ноябре-декабре 1940 г. три серийные «тридцатьчетвёрки» совершили большой пробег – первый в истории советского танкостроения, – по маршруту Харьков – Москва – Смоленск – Гомель – Киев – Полтава – Харьков, показавший высокую работоспособность и надежность Т-34.

«За разработку конструкции нового типа среднего танка» М.И. Кошкину вместе с А.А. Морозовым и Н.А. Кучеренко 10 апреля 1942 г. постановлением СНК СССР была присуждена Сталинская премия 1-й степени. За создание и совершенствование Т-34 весь конструкторский коллектив завода № 183 5 августа 1944 г. был награжден высшей наградой СССР – орденом Ленина. Дело инженера Кошкина продолжили уральские танкостроители.

Автор: О.П. Литневский, И.Г. Желтов, Российский государственный архив экономики (РГАЭ)

Изображение (фото): из открытых источников


Участники событий и другие указанные лица:


На пути к созданию танка Победы – «Т-34»

На пути к созданию танка Победы – «Т-34»

На пути к созданию танка Победы – «Т-34»


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11439 публикаций
Сайт: vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_10435
Поделиться:

Интересно:

Тайный рекорд Олимпиады–80
19.07.2025 12:12 Аналитика
Тайный рекорд Олимпиады–80
19 июля 1980 года в Москве состоялось открытие XXII летних Олимпийских игр. Разработкой главного символа Олимпиады – факела – поручено было заниматься специальной группе сотрудников завода имени Климова под руководством Бориса Тучина.  О том, как создавался уникальный факел в непростой обстановке на международной арене и какие технические подвиги совершили советские учёные – в материале. В 1934 году Международный Олимпийский комитет принял решение о проведении торжественной церемонии зажжения олимпийского огня в Афинах. В её основе заложен древнегреческий миф о титане Прометее, который, ослушавшись богов, похитил огонь с горы Олимп и передал его людям. В благодарность за этот дар люди установили обряд зажжения и перенесения олимпийского огня из Греции в место проведения Олимпиады. Этим великолепным зрелищем открываются Олимпийские игры...
В. В. Путин наградил внучку героя ВОВ генерала И. В. Панфилова
18.07.2025 18:19 Новости
В. В. Путин наградил внучку героя ВОВ генерала И. В. Панфилова
Президент России Владимир Путин наградил почетной грамотой за заслуги в развитии культурно-гуманитарного сотрудничества между РФ и Казахстаном внучку героя Великой Отечественной войны генерала Ивана Панфилова, директора Военно-исторического музея Вооруженных сил Казахстана Алуа Байкадамову. Об этом говорится в распоряжении президента РФ, передает ТАСС. "3а заслуги в развитии культурно-гуманитарного сотрудничества между Россией и Казахстаном наградить почетной грамотой президента Российской Федерации Байкадамову Алуа Бахитжановну - директора Военно-исторического музея Вооруженных сил Республики Казахстан, гражданку Республики Казахстан", - говорится в документе, опубликованном на официальном портале правовой информации. Герой Советского Союза Иван Панфилов в годы Великой Отечественной войны принимал участие в битве за Москву - он командовал 316-й стрелковой дивизией, большую часть...
Пещера Шульган-Таш в Башкирии - объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
15.07.2025 15:14 Новости
Пещера Шульган-Таш в Башкирии - объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
На проходящей в Париже под председательством Болгарии 47-й сессии Комитета всемирного наследия принято решение о включении российского культурного объекта «Наскальная живопись пещеры Шульган-Таш» в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Пещера Шульган-Таш (Капова пещера), расположенная в заповеднике «Шульган-Таш» в Бурзянском районе Республики Башкортостан, представляет собой уникальный археологический памятник мирового значения. Это – хранилище древнейших наскальных рисунков Северной Евразии, которое включает в себя более 200 уникальных изображений людей, животных и геометрических знаков, возраст которых от 16 до 20 тысяч лет. Стилистические особенности изображений свидетельствуют о сильной самобытной местной традиции и символизме древних художников. Изображение двугорбого верблюда-бактриана является самым древним из ныне известных рисунков этого животного в...
В ОП РФ рассмотрели вопросы сохранения исторической памяти в ЧР
15.07.2025 15:12 Мероприятия
В ОП РФ рассмотрели вопросы сохранения исторической памяти в ЧР
В Общественной палате Российской Федерации прошел Круглый стол на тему: Сохранение исторической памяти о героях Чеченской Республики – участниках Великой Отечественной войны на Медиаплатформе «Сеть истории». Организаторами и участниками круглого стали выступили: Комиссия Общественной палаты РФ по добровольчеству и молодежной политике, Общественная палата Чеченской Республики, Международный союз неправительственных организаций «Ассамблея народов мира», Региональное отделение Общероссийского общественного движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России» в Чеченской Республике, ООО «Альянс Медиа Центр», Поисковый отряд «Терский Рубеж». В ходе обсуждения вопросов по разным методикам сохранения исторической памяти Генеральный директор ООО «Альянс Медиа Центр» Игорь Городничий презентовал проект Медиаплатформы «Сеть истории», рассказав о...
Компрессорное оборудование, используемое в производстве напитков
14.07.2025 12:09 Консультации
Компрессорное оборудование, используемое в производстве напитков
Прежде, чем купить винтовой компрессор для компании, производящей напитки, необходимо тщательно разобраться в том, какие задачи решает промышленный винтовой компрессор для производства такого типа. В первую очередь, воздушный компрессор вырабатывает сжатый воздух для средств автоматизации производства. Сжатый воздух применяется для управления клапанами и механизмами в составе автоматизированных линий для заполнения, упаковки и розлива. Безмасляный сжатый воздух (частицы масла, используемого для смазывания компрессора, могут попадаться в воздухе, если на производстве используется маслозаполненный/маслосмазываемый компрессор) гарантирует безопасность вашей продукции. Следующий этап использования сжатого воздуха - транспортировка при помощи пневматических конвейеров. С его помощью по трубам подаются сухие ингредиенты (порошковое молоко, какао, другие смеси). Если воздух, подаваемый...